р..Стрий від Н. Кропивника до м. Стрий

Маршрут: Новый Кропивник - Стрый - 75 км.

Время прохождения: 29.05 - 02.05. 2012

Состав:  Таймень 2.

Капитан: Дмитрий Козлов (Altay) - "тертый чайник"

Матрос: Александра Стемпицкая (Саня) - "абсолютный чайник"(к началу похода)

 

Описание маршрута:

К маю воды в Стрые уже мало. Стартовать лучше из Нового Крапивника или из Рыбника. Участок от Нового Кропивника до Рыбника мелководный. Часто приходится выскакиваить и протягиваить байдарку на отмелях. Начиная от впадения речушки Рыбник река становится более полноводной.

Напротив впадения р.Рыбник под левым берегом Стрыя перед самым поворотом влево интересные  проходимые пороги.

Далее, после поворота  еще несколько каскадов порогов, которые поднимаются над водой грядой наклонных скальных пластин ближе к левому берегу. Проход по струе справа.

В Подгородцах висячий мост через р. Стрый. Под мостом очень мощный поток. Прохождение требует обязательного предварительного просмотра. Для акуратного входа в струю нужно пройти между двумя крупными валунами, которые могут быть незаметны с воды. Напротив с. Подгорцы по левому берегу - огромная поляна, в самом начале которой удобно ночевать (подальше от пешеходного моста из села. После моста, в конце поляны - берег неудобный для высадки и ночлега.)

Еще один одиночный  порог в районе с. Корчин. Ориентир - одиночный недостроенный (в 2012г) дом на левом берегу и крутой, искуственно насыпанный обрыв слева. Слив по центру и еще один ближе к левому берегу, широкий слив под правым берегом.

На участке после Рыбника в глубоких местах русла встречаются крупные валуны, труднозаметные с воды. Прохождение требует постоянного внимания. Вода в Стрыю очень чистая. Дно просматривается до глубины в 1,5м.

В районе Верхнего Синевидного в Стрый впадает р. Опир. После впадения Опора Стрый делает резкий поворот вправо (перед поворотом реки прямо по курсу - какая-то база отдыха с одинаковыми домиками). Сразу  после поворота - глубокий участок, на котором приходится постоянно уворачиваиться от крупный валунов в воде.

Под автомобильным и железнодорожным мостами в зависимости от уровня воды может быть очень сильная и узкая струя, которая в совокупности с горами паводкового мусора создает серьезные трудности и опасность для прохождения. Перед прохождением ЖД моста просмотр обязателен.

После прохождения железнодорожного моста река поворачивает влево и на правом берегу показывается высокая скала, образующая гроты у поверхности воды. Река в этом месте имеет ширину ок. 50м.  Примерно за 50 метров до скалы всю ширину реки пересекают две ступени порогов, отстоящих друг от друга на 10- 20м. (Скорее это даже один широкий порог, имеющий выраженные 2 гряды). Порог для 2х-местного каркасного судна крайне труднопроходимый(ИМХО Altay- во всяком случае при имевшемся уровне воды).

С указанного места видно мост в село Тишивница.

ВНИМАНИЕ! На мосту указано стрелкой прохождение в правый пролет. В настоящее время правый пролет перегораживают бетонные глыбы, верхушки которых торчат над водой. Проход был осуществлен в левый пролет.  Там препятствий не наблюдалось.

После моста в с. Тишивница на протяжении прибл. 1км Стрый пересекают несколько гряд порогов, прохождение которых требует постоянного напряжения внимания и интенсивного слаломирования. Крайне желателен просмотр препятствий с берега. Особенно серьезен последний из этой серии порог из-за силы течения и плотности препятствий.

Перед с. Розгирче р.Стрый приближается к железнодорожной и автомобильной трассе и идет вдоль них на протяжении около 2х км. В этом месте находится еще один протяженный порог в несколько ступеней, который возвещает о себе громким шумом воды. Первая ступень обходится справа, потом, после второй полугряды течение резко поворачивает влево и далее снова вправо.

После с. Розгирче р. Стрый течет по равнинной местности, препятствия в виде порогов прекращаются, но появляется новое опасное препятствие - заваленные паводком деревья, к которым вода создает очень опасные прижимы. Ситуация осложняется еще и тем, что река местами сильно петляет, и при сильном течении не всегда видна обстановка за поворотом. В таких условиях просмотр подозрительных участков крайне необходим. В некоторых местах возникают трудности даже для проводки байдарки. Отмели зачастую переходят в омуты глубиной больше 2 м.

Такова ситуация на р. Стрый до самого города Стрый. Сам городок Стрый - характерный прикарпатский райцентр, не бросающийся в глаза ничем, кроме старого костела с высокой башней, характерных для сельских костелов 18-19веков.

Антистапель можно осуществлять на берегу перед или после мостов через р.Стрый.

С вокзала в г. Стрый можно уехать на Киев,Львов,Ужгород, Мукачево, Харьков, Симферополь, Одессу, Луганск, Москву, Санкт-Петербург. Там же возле ЖД вокзала находится и автовокзал.

 

Описание похода.

29.05

Из Львова выбрались около 12ти часов дня, с автовокзала, который при главном ЖД вокзале, отправились маршруткой в Сходницу. Дорога до Сходницы занимает ок. 2,5 часа. В Сходнице, в которой Саня все знает, выходим на остановке а-ля "Роздоріжжя", перед поворотом маршрутки к центру Сходницы. Новый Крапивник, где мы должны встретить реку прямо по пути километра через 4. Думаем, брать ли такси для наших грузов, или есть другие варианты. Рядом на остановке причаливает общительная молодая блондинка, от которой мы узнаем, что сейчас должен подойти рейсовый автобус, идущий на Кропивник и Рыбник. Едим мороженое, купленное тут же в магазинчике возле остановки, ждем автобуса. Наконец, минут через 20 автобус подъезжает, и мы забрасываем наши пакунки - 5 мест в этот небольшой ПАЗик, благо, народу немного и водитель не препятствует загрузке такого количества вещей в его небольшой автобус. Маленькая Саня, в которой росту 159, подает мне 20ти килограмовую упаковку таймени, и остальные вещи,  я подхватываю и волоку в конец салона. Все собирается опять возле той же блондинки, которая оказалась рядом с нами на остановке. Потом водитель сказал, что надо было через задний люк паковать - открыл бы, если бы увидел сразу наши вещи. Подъезжая к реке, вижу, что воды вроде бы достаточно, принимаю решение становиться на воду здесь. Вариант был - ехать еще 4 км. до Рыбника, там воды должно быть больше, но это километров на 10 сократило бы и так небольшой горный участок сплава. За проезд заплатили - смешно сказать - 3гр. Доплаты за багаж с нас не потребовали.

Становимся на пляжике на левом берегу Стрыя. Здесь уже собирают свои катамараны какая-то, похоже коммерческая, команда из Киева. Узнаю от них, что группа МОРГАНЫ - Натальи Калашниковой, с которой я созванивался перед походом, собиралась тоже здесь утром. А накануне она сообщала, что они пойдут от Рыбника. Значит, сегодня, все идут с Кропивника, так карта легла. А завтра отсюда же должна идти еще и группа из Питера.

Собираем Таймень, переупаковываем вещи, готовим обед. Отчаливаем уже позже 18.00. Через сотню - другую метров уже выскакиваем из байды и проводим - начались отмели.

В 2011 мы в другом составе пытались пройти Стрый от станции Явора, что возле Турки - как рекомендуется в старом советском описании. Но даже после недели дождей в начале мая, река в этом месте была почти непроходима из-за отсутствия воды. А может, виной всему ГЭС, которая стоит немного выше по реке. Местные говорят, что когда она спускает воду, уровень воды поднимается. Но мы тогда ждать не стали, а нашли машину и забросились до Исаев и потом 2 дня занимались проводкой байды по руслу, пока не добрались до Рыбника. Именно тогда и был сделан вывод, что сплавляться лучше всего именно от Рыбника, а в районе Турки в мае воды не бывает.

На ночлег стали на правом берегу реки на широкой поляне где-то посредине между Новым Кропивником и Рыбником. Запас воды был набран еще в Кропивнике. Поляна оказалась спокойной и уютной. Вечером какие-то женщины с детишками собирали что-то, но к нам не приближались, потом они ушли и до отплытия следующего дня нас никто не беспокоил.

Вечер, костер, звездное небо....

 

30.05

Вот эта поляна утром:

 

Отплыли ок.12.00.

Снова пришлось таскать байду по отмелям. Согревает мысль, что от Рыбника отмелей будет меньше.

Догоняем группу из Киева. Два каркасника - Нерисы 2ки и два одиночных каяка-надувастика. Они стоят на берегу - "залатывают раны" одного из Нерисов. А через час за пол километра от впадения речушки Рыбник, уже мы стоим на берегу, залатываем мою Тайку. Удар камнем пришелся между двумя сторонами кормового кильсона и острые края перекладин кильсона сделали несколько небольших прорезов. Перекусываем, купаемся. Купаемся! 30 апреля в горной реке! Температура воды 15-16 градусов. Воздуха - градусов 28.

Подходит местный житель, в прошлом, якобы тоже водник, настойчиво рекомендует проходить дальше под правым берегом и что дальше, за Рыбником будет хорошая вода. Ну что вода будет лучше, чем здесь, я и сам знаю, а вот насчет правого берега..? В прошлом году мы проходили под левым, и я отчетливо помню, что там пороги и струя. Тут подходит киевская группа, и я, поддавшись на уговоры местного, показываю им, чтобы проходили справа. Они уходят под правый берег, и еще очень долго я наблюдаю, как они мучаются, перетаскивая байдарки через отмели. Становится ясно, что с правым берегом -  если не провокация, то как минимум - недоразумение, достойное недоброго слова.

После того, как последний из киевлян скрылся, стартуем и мы. Проходить через пороги мой матрос боится, и я высаживаю ее на берегу снимать кино.

Пока я занимаюсь слаломом между камнями, Саня старательно снимает кино. По техническим причинам, кино не получилось.

 

 

(За поворотом влево наблюдаем выходящие из воды каменные плиты, поперек реки, ближе к левому берегу. К правому они опускаются в воду и там есть проход. Приходится немного покрутиться. Тут же стоят и киевляне. Тренируются, что ли?

Проходя мимо приветствуемся в очередной раз, они  говорят, что основная струя правее. Я так и понял, глядя, как они наблюдают за нашим слаломом, что можно было пройти как-то проще. Но не видел я этот проход с воды! Плиты впечатляют.

Уходим вперед, киевляне остаются сзади. Мы еще не раз будем встречаться. Они собираются ночевать возле Подгородцев. Оттуда можно сходить посмотреть скалы в Урыче -остатки древней крепости, расположенной на этих скалах, километрах в 6ти пешком от Подгородцев.

Возле села Долгое Саня остается купаться, я отправляюсь за водой. Воду взял в селе, в колодце. Пейзаж с бережка изумительный.

Селение Сопит с правой стороны. Холм с домиками одинакового внешнего вида в кольце более высоких холмов.  Обалденно выглядит в лучах вечернего солнца.

Подходим к Подгородцам. На берегу справа открывается широкая долина. Моргана со своей бригадой вытаскивают туда свои байды. Мы решаем становиться на ночлег позже. (Это породило проблему с местом для ночевки. После Подгородцев место для ночевки мы искали очень долго).

В Подгородцах над рекой висит на тросах пешеходный мостик, с которого местные хлопцы пытаются что-то ловить. Иду просматривать проход под мостом.

Струя очень сильная и бурная. Чтобы хорошо войти, надо пройти между двумя валунами, метров за 15 до моста. Отправляю Саню снимать кино с моста, сам отчаливаю и прицеливаюсь в проход. Влетаю в бурлящую струю - и тут же выход на спокойную воду.

Далее мы долго искали место для ночлега, но, несмотря на то, что карта обещала богатство ровных безлесых участков, так и не нашли подходящего бережка. В конце концов, уже в сумерках,  стали в километре за автомобильным мостом через реку не доходя до села Крушельница на ровном пологом бережку почти вровень с водой.

Костер, ужин, отбой.

 

1.05

Вот это место. (Фото внизу)–

Река как-бы широкая, но чтобы отплыть пришлось проводить байду дальше середины реки.

 

После с.Крушельница, где-то в районе с.Корчин (не помню, до, или после) был еще один замечательный порог во всю ширь речки. Ориентир - одиночный недостроенный (в 2012г) дом на левом берегу и крутой, (искусственно насыпанный?) обрыв слева. Под обрывом - тонель для впадающего ручья. Слив по центру и еще один ближе к левому берегу, и широкий слив под правым берегом. Порог с воды заметен, хотя края плит над водой не выступали (при имевшемся уровне воды). Мы вошли в центральный слив. Понравилось. Я решил пройти еще раз, поставив Саню снимать. Порог можно спокойно обойти справа под бережком.

После с.Корчин справа начинается долина в которой расположено с.Верхнее Синевидное. В русле все чаще попадаются глубоководные участки и укрепленные насыпью берега. В районе Верхнего Синевидного в р.Стрый впадает справа р.Опир. Стрый поворачивает влево и прямо по курсу на берегу видна какая-то база отдыха, типа детского лагеря с одинаковыми домиками. Перед ней река круто поворачивает вправо в участок с большей глубиной и бОльшим количеством крупных валунов. Пришлось снова сосредоточиться.

С этого места перед нами открылись два моста - автомобильный и ЖД - ворота в Карпаты с Львовской стороны. Как проходили автомобильный - не помню. Вроде без проблем. Железнодорожный выглядел более проблемно. На опоры и в проемы нанесено горы паводкового мусора - в основном веток и сильный спуск по отмели. Проход возможен только в левый пролет. Пришлось идти просматривать.

Так и есть - единственный путь - левый пролет с прижимом к левой стороне. Очень сильная и узкая струя со значительным спадом.

Когда возвращался к байдарке, заметил, что сверху, возле своей будки, за моими действиями наблюдает охранник моста.

В струю удалось войти и выйти аккуратно. Хорошо, что просмотрел. Снизу все выглядело не менее проблемно.

После ЖД моста река поворачивает влево и мы видим на правом берегу скалу с гротами у воды и широченный впечатляющий порог во всю реку. Причаливаем.

В прошлом году у нас была проблема - просто провести байду через этот порог. Обнос из-за высокого берега выглядел проблематичным. Хотя, конечно, если все выгрузить - то не проблема, но разгрузку - загрузку производить не хотелось. И еще не хотелось плюхнуться в холодную воду - на нас были надеты высокие армейские бахилы химзащиты. И байду мы, таки провели.

Сейчас все по другому - вода теплая. Просматриваю порог, попытаюсь проходить один. Саню высаживаю снимать кино. Нормально просмотреть удается только ближайшие 15 метров. Идти дальше по камням проблемно - очень скользкие. Ну и хорошо, что скользкие и пологие. Проскользим на пузе.

Слева под бережком, как и по всей ширине реки, порог идет в два ряда. Решаю, что войду в третий слив от левого берега, а выйду во второй. На тех 7ми метрах, что между порогами, придется выгрести из одной струи в соседнюю. Вижу, как Саня идет занимать место для съемки и кто-то из отдыхающих что-то ей говорит. Впоследствии, как выяснилось, ей сказали, что мне не стоит этого делать.

Итак, выведши байду за 10метров до слива, запрыгиваю в байду, иду в проход.

Вошел нормально, резко разворачиваю влево - пытаюсь выгрести в соседнюю струю.

Не выгребается. Байду несет поперек бортом на порог.

В последний момент доворачиваю байду туда, куда ее тянет - в незапланированный соседний слив. Довернуть успел. Но струя здесь узкая, по бокам - два высоких камня. Проезжаю на пузе по гладким камням, схожу носом в слив, и уже - почти прошел, УПС! - корма застревает в сливе между камнями. Пытаюсь выгрести - ни с места. Выскакиваю на камень, пытаюсь вытащить байду - а она тем временем стремительно заполняется водой из слива. Подскочил хлопец из отдыхающих, помог освободить корму. Подскочил еще один мужчина - помогли оттянуть заполненную водой байду к берегу. Благо глубина не выше пояса.

Сливаем воду, распаковываем все, что подмокло, сушимся. Купаемся, обедаем. Парень, который помогал вытянуть корму, у которого наше мероприятие явно вызывает интерес, предупреждает, что там дальше - метров, где-то, через 300 еще что-то подобное будет. Напрасно я не обратил тогда внимания на эти слова. Вроде ж я там уже проходил и ничего особого не помню. А как оказалось, там очень даже нехилый порожек - самый серьезный и сложный из всего, что мы проходили, кроме того, на котором мы сидим сейчас.

После старта подошли под скалу - посмотрели гроты - точнее, трещины в скале, и остановились перед мостом набрать воды в селе Тишивница.

На мосту стрелка, указывающая проход в правый проем моста. Но из воды видны верхушки бетонных блоков при входе в проем. Проходим в левый проем. Препятствий не заметили.

После моста в с. Тишивница начинается самый сложный и интересный по количеству препятствий участок реки. Камни и пороги.  Условно последний - самый сложный порог, надо было бы очень хорошо просмотреть, но тот момент, в который можно было пристать, мы пропустили, а после уже было опасно поворачивать к берегу. Пришлось лавировать между камнями и порожками и уж не помню, попал ли я в слив на последней самой высокой ступени или меня протащило пузом по гребню. Обернувшись назад, оценил высоту сброса - ок.0,6 -0,7 м.  

В общем, на выходе из Карпат Стрый расслабиться не дает.

Далее, между Нижним Синевидным и Стинавой Нижней, река поворачивает влево и подходит вплотную к автомобильной трассе. На этом участке запомнился еще один порог, вернее, серия. Первая ступень почти через всю реку, но справа под бережком наиболее спокойный проход. Затем вторая ступень, от левого берега и до середины реки и струя за ней резко и бурно поворачивает влево. Отчетливо виден уклон вниз. Метров через 10 -  резкий правый поворот. Но здесь уже отбойное течение помогает удержаться в струе. Этот каскад я тоже проходил сам.  Дальше было уже спокойнее.

Лагерь разбили на крутом правом бережке в районе с. Розгирче.

Палатка, вечер, ужин, костер, ночь.

2.05

Проснулись рано.

Утренний кофе, сбор лагеря и отплыли ок. 10 часов.

Мы еще не знали, что сегодня у нас будет самое яркое приключение и что сегодня же будет финиш в конечной точке нашего путешествия.

Выйдя из горной части р.Стрый местами делится на потоки, но, как правило, основной поток выражен достаточно четко. Часто попадаются резкие повороты с сильным течением. Серьезным препятствием для прохода являются заваленные местами в русло деревья. Особенно это неприятно увидеть на повороте при сильном течении, когда уже нет возможности ни свернуть, ни остановиться. В один из таких прижимов попали и мы.  После поворота попадаем в сильную струю и снова поворот вправо - два рукава. Вижу, что резко повернуть не успеем - угодим в лежащую поперек русла плотину из деревьев. Основная струя - за ней. Обходим ее, попадая под висящие почти до воды ветки, и тут же нас практически вжимает в эту плотину из деревьев.

Течение сбоку пытается перевернуть байдарку. Ложусь на правый борт, чтобы судно не перевернулось, отталкиваемся от деревьев веслами. Из более плотной части, там где торчат корни, продвинулись к краю, где в основном ветви. И тут мое весло  застряло в ветках. Дальше - киль, мы в воде. Еще и, как назло, оказалось, что под нами - яма(омут).

Саня держится за тайку и пытается ее перевернуть в нормальное положение. Другая рука не хочет отпускать весло. Не испуга, ни шока. В глазах только вопрос: "что делать?".

 "Не переворачивай лодку", - кричу, - "держись снизу".

Оттянули перевернутую вверх дном тайку до берега. Перевернули, слили воду. Главная потеря - мое весло. Оно, наверное, там где-то и осталось в ветвях под водой.

Надеваю спасжилет, лезу в воду к дереву. Страшновато, когда чувствуешь что-то в воде, но не видишь этих веток. Как не пытался я что-то нащупать - ничего не нащупал - под водой все палки - ветки. Может мои движения освободят весло и оно всплывет? А может, его уже унесло вниз по течению? Оторвался от завала, выплыл на берег.

 Выливаем остатки воды из байды и сумки. Весло жаль. Да и как на одном весле до Стрыя добираться. По такой - то воде.

И - о чудо! Смотрю, блестит  мое весло в воде в 2х метрах от берега на выходе из завала. Лежит себе, спокойненько на отмели, одной лопатой еще тянется к поверхности - видно, не весь воздух вышел, другая - держится за дно. Видно все-таки мои движения в воде как-то ему помогли. Радость -то какая!

После этого все проходили особо аккуратно.

Подходя к Стрыю, остановились для сборки и антистапеля на каменистом берегу перед мостами, которые используются местным населением, как пляж.

Нашли площадку поровнее и разложили все, что у нас замокло. Благо, солнце жарило еще неслабо, но на горизонте уже показалась серая грозовая туча.

Высушиться и собраться успели до начала грозы.

К сборам подключился местный парень лет 25, которого заинтересовало наше мероприятие, он же и отвез нас на своих жигулях на вокзал в Стрыю. Полтора часа электричкой - и мы во Львове.

 

08.05.12                                             Дмитрий Козлов (ALTAY)